Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

C праздником Святой Троицы!

Православные отмечают праздник Святой Троицы, с которым я их от всей души поздравляю.

«Я и Отец – одно» (Ин. 10:30), "Я есмь путь и истина и жизнь...» (Ин. 14:6)- говорил Иисус.

«Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, – не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него», - учил Иоанн Дамаскин.

"Бог по самому Существу Своему есть весь сознание и мысль и самосознание", - писал протопресвитер Михаил Помазанский.

Издавна христианские богословы, отвечая на упрёки в многобожии, неустанно объясняют: речь идёт не о трёх богах, а о Едином Боге. Чтобы яснее понять это, можно провести параллели с некоторыми другими религиями, например, с индуизмом, в котором также присутствует понятие Троицы - Тримурти. Индуистская Троица персонифицирует действующие в мире начала: Брама или Брахман -  абсолютное начало всего, источник сущего (отсюда - "Всё есть Брахман"); Вишну - созидательное начало, Шива - разрушительное (но не имеющее негативной направленности) начало.  В иной интерпретации Брама отождествляется с Вишну, являясь одновременно источником сущего и творящим началом - что  ещё легче помогает вникнуть в суть христианского догмата о Троице.

 
Светлана Зелёная. Церковь Сретенья.  Из цикла "Свенский монастырь"

Карл Густав Юнг вспоминал, что в детстве, слушая отца-священника, он всегда с нетерпением ждал, когда же тот заговорит о Троице, но, к несчастью, отец как раз этого в христианстве и не понимал, в чём с сожалением признавался. Позже Юнг попытался объяснить догмат о Троице с позиции психологии. Цитировать сами объяснения здесь излишне, а вот выделить кое-что из того, что он написал в конце, стоит:

"Религия есть "показанный в откровении" путь спасения. Ее воззрения - это продукты предсознательного знания, которое выражается в символах - всегда и повсюду. Даже если разум наш не постигает этих символов, они все равно действуют, потому что наше бессознательное признает их в качестве выражений универсальных психических факторов. Поэтому достаточно одной веры - там, где она есть.

Всякое расширение и укрепление рационального сознания, однако, уводит нас все дальше от истоков символов. Его превосходство мешает нам понимать эти символы. Такова сегодняшняя ситуация. Мы не можем повернуть стрелки часов вспять и через силу заставить себя верить в то, "о чем мы знаем, что этого не существует". Но мы могли бы постараться отдать себе отчет в том, что же, собственно, означают символы. Таким путем мы не только сохраним несравненные сокровища нашей культуры, но и откроем для себя новый доступ к старым истинам, которые из-за чужеродности своей символики ускользнули из поля зрения нашего "разума".

Как может человек быть Сыном Божьим и родиться от девы? Это просто какая-то пощечина рассудку. ...Сегодня к таким догматам глухи, потому что ничто в известном нам мире не идет навстречу подобным утверждениям. Но если мы поймем эти вещи в качестве того, чем они и являются, т. е. в качестве символов, тогда мы сможем лишь подивиться глубочайшей премудрости этих вещей и испытать благодарность к тому институту, который их не только сберег в сохранности, но и развил догматически. Сегодняшнему человеку недостает как раз понимания, которое могло бы помочь ему обрести веру".
 

Нам же остаётся лишь присоединиться к этим мудрым словам, кем бы по убеждениям мы ни являлись. 
Да и разве редко бывает, что человек - разумом буддист, а сердцем... В общем,  куда ж от этого денешься?


Tags: живопись, музыка, праздники, психология, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments