?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
(Часть I - здесь)

В наших краях пустынные территории, подлежащие освоению, облагораживают тоненькими саженцами, и жильцам новостроек остаётся только представлять себе, как через пару десятилетий над их седыми головами (а то и над головами их повзрослевших детей или внуков) будет шуметь тенистая листва или зеленеть хвоя. Не то Корея: здесь по дорогам то и дело проносятся грузовики, везущие взрослые деревья, корни которых вместе с землёй помещены в полотняные мешки и обвязаны верёвками. 9 марта две такие сосны были посажены рядом с кампусом, образовав символические ворота.




Read more...Collapse )

Tags: , ,

13 comments or Leave a comment
В этом году начало корейской весны в аккурат совпало с её календарным началом. Никаких заморозков, снегопадов, как в прошлом году, не было и в помине. В первый весенний день я пришёл к пруду, рядом с которым прожил 12 лет, пока не переехал в новую квартиру. Поприветствовал своих друзей-карпов.




Read more...Collapse )

Tags: , ,

14 comments or Leave a comment
Вышел из метро на "Василеостровской". Тепло, солнечно, народ гуляет... Решил зайти в кондитерскую, выпить кофейку. Подхожу, а у дверей лежит какой-то лысый мужик. Вокруг люди хлопочут. Только я хотел их обойти - невысокая женщина средних лет начинает меня стыдить: дескать, человек умер, а мне бы только пожрать. Я ей смущённо отвечаю, что если бы мог, оживил бы несчастного, но, к сожалению, не умею, а кофе хочется - и бочком в двери. А там пусто, серый пол и матрас в углу. Тут и проснулся. Видимо, тот мужик - это я сам и был.




Read more...Collapse )

Tags: , , , ,

39 comments or Leave a comment
Когда появилась фотография, многие предрекали неизбежную смерть живописи, полагая, что любая камера гораздо точнее отразит действительность, нежели самая искусная кисть. Однако этого не случилось, ибо первые парадные фотопортреты, безупречно копируя привычные глазу формы, оказались при этом лишёнными некой загадки, интриги, присущей изображениям на холсте. И когда выяснилось, что желаемое сходство часто бывает достигнуто не графической точностью, а, наоборот, «недосказанностью», да и само понятие сходства можно трактовать весьма широко, фотография пошла за живописью, изучая её опыт и становясь самостоятельным видом изобразительного искусства, в результате чего появилось такое понятие, как фотохудожник. Впрочем, и живописцы внимательно наблюдали за развитием фотоискусства, что в конце концов привело к возникновению гиперреализма, так что взаимовлияние живописи и фотографии - это уже общее место, да и не об этом, собственно, речь, а именно о той загадке, которую таит в себе не только портрет Моны Лизы, но и всякая работа настоящего Мастера.



Read more...Collapse )

Tags: , , , ,

11 comments or Leave a comment
Хочу добавить несколько слов ко вчерашнему посту о мракобесах. Собственно, им пост и адресуется, потому что остальные и без того знают всё, о чём пойдёт речь, а потому могут не читать.. Так вот. Долгое время меня мучил вопрос: как взрослые люди могут так вольно обращаться с событиями минувших веков: огульно отрицать их из-за незнания каких-то деталей, подменять ни на чём не основанными фантазиями? Неужели у них совершенно отсутствует способность различать достоверный факт, гипотезу и нелепую выдумку - то, что свойственно людям, обладающим чувством истории? На чём основано это самое чувство истории, я поначалу не думал: оно было естественным и не нуждалось в формулировании. И вот недавно, чуть больше месяца назад, я побывал на презентации нового романа Евгения Каминского "Свобода". Оценивать книгу не буду, чтобы не навязывать своего мнения тем, кто её ещё не читал (прочитать его можно в журнале "Звезда"(2018 №8 и 2018 №9), скажу только одно: текст, помимо яркого и подробного описания взаимоотношений в учёной среде и реалий полярной жизни, настолько насыщен бытовыми и психологическими деталями, что по прочтении его в памяти остаётся живая картина - ощущение не прочитанного, а пережитого.

Так вот, будучи под впечатлением творческой встречи, я вспомнил свою первую книгу, которую точно так же "пережил" в пятилетнем возрасте, взяв с родительской полки. Это был "Робинзон Крузо". Ярче всего запомнилась глава о том, как герой пёк хлеб. Конечно, в книге были иллюстрации, но и без них я мог подробно описать, как был одет Робинзон, как выглядело его ружьё, жилище, которое он себе построил, и, конечно, корабль, попавший в шторм и оказавшийся на мели у необитаемого острова. Чуть позже я дотянулся ещё до одной толстой книги. На сей раз мне в руки попал "Пётр I" Алексея Толстого. Не всё в нём было понятно, но некоторое представление о бытовых реалиях XVII-XVIII веков по прочтении двух романов у меня сложилось и по мере дальнейшего изучения литературы становилось всё яснее, поскольку писатели прошлого подходили к своему труду серьёзно и анахронизмов избегали. На первом курсе университета, помимо русской классики, мы изучали античную литературу: Софокла, Эврипида, Аристофана, Катулла... Читали на латыни фрагменты из Цезаря и Цицерона. Иллюстрациями к прочитанным произведениям служили экспонаты Эрмитажа. Далее был курс средневековой европейской литературы (и вновь походы в Эрмитаж) - и так до самого XX века... И вот когда я всё это вспомнил, мне стало понятно, что видение исторического процесса и его логики формируется не только на основе изучения хроник и мемуаров, но и путём погружения в культуру. Можно наблюдать смену эпох глазами архитектора, воспринимая её как переход от барокко к классицизму, от классицизма к ампиру, от ампира к эклектике, от эклектики к модерну, от модерна к конструктивизму; глазами художника - как развитие живописи от росписи греческих ваз до Малевича, воспринимать ушами музыканта - как движение от Баха к Пендерецкому; лингвист анализирует изменения, происходящие в языках от века к веку; о значении художественной литературы я уже сказал выше... Без всего этого известные ныне математические методы исторического исследования - мертвы.

Тут любитель альтернативной истории непременно воскликнет: "Помилуйте, а при чём тут художественная литература?! Разве можно считать её источником исторического знания, ежели писатель всё выдумывает?"

Всё ли?


Евгений Каминский и поэт Борис Григорин
Read more...Collapse )

Tags: , ,

14 comments or Leave a comment
Вновь мысленно стою на крыше своего дома, и на сей раз мысли у меня не о пробитой кровле и протёкшем потолке, а о гораздо худшем... Что кровля? Её опять залатали, обещали в будущем заменить... А потолок что? Его в очередной раз поскребут, побелят... Заодно, если сильно попросить, вскроют перегородку между комнатами, вычистят плесень, заменят испорченные обои. И можно жить до следующих "аномальных" снегопадов, когда по причине отсутствия теплоизоляции на чердаке снег на крыше будет таять и превращаться в слой льда, который будут скалывать ломами, пробивая жесть, в спешке нанятые парни из жарких краёв, а жильцы при этом - чувствовать необыкновенное сплочение перед лицом стихии. Велика ли проблема?

Иное дело - состояние людских умов, так называемый уровень общественного сознания, обусловленный, как принято считать, соблюдением отечественных традиций народного просвещения, неуклонным повышением качества образования и популяризацией научного знания. Вернее, было принято считать. Ныне, как сказал давеча член Общественного совета по культуре при Госдуме Шнур, "любой блогер, любой человек, у которого есть Twitter - он является производителем смыслов и производителем культуры". Может, и так. В любом случае, пробитый потолок залатать можно относительно быстро, а вот пробитое дно нашего идейного ковчега - вряд ли.

О чём я? Взгляните, дорогие друзья, на фото. Вообразите, что всё это по самые церковные кресты находится под землёй, ибо случился великий потоп, который занёс стометровым (такова высота Исаакиевского собора) или даже 122-метровым (122,5 м - высота шпиля Петропавловского собора) слоем ила не только наш город, но и весь Евразийский континент Случилось это, скажем, в XVIII веке. Однако вскоре туда, где некогда несла свои воды в залив Нева, явился царь Пётр, который спасся от потопа на ковчеге, подобном Ноеву, только вместе с ним было не каждой твари по паре, а огромное войско и великое число крестьян, которым предстояло в кратчайший срок откопать лопатами с упомянутой выше глубины (взгляните ещё раз на фото) десятки храмов и дворцов, сотни величественных зданий, гранитные набережные и монументы; всё это отскрести от засохшего ила, отмыть и отполировать (зная, чего стоит ремонт только одной комнаты после протечки, вряд ли им позавидуешь), а также заново расчистить русло Невы, после чего привести в порядок Ладогу и Финский залив.

Вы думаете, я сошёл с ума?



Read more...Collapse )

Tags: , , ,

64 comments or Leave a comment
Всякий раз, когда я слышу, что этой зимой в Петербурге выпало аномальное количество снега, моя рука тянется к кобуре. К счастью, воображаемой. Что значит аномальное? Говорят, превышающее норму. Какую норму? Кто её высчитал? Отвечают, есть такое понятие, как норма снега на квадратный метр в сезон. Да ну вас к богу в рай, зима она и есть зима. По сравнению с Мальдивами это точно аномалия, тут я соглашусь, но для Питера картина вполне привычная. В детстве я иной и не видал. Глобальное потепление? Ну и где оно? То у них глобальное потепление, то опять пугают, что Гольфстрим замёрз. Готовиться надо к зиме, уважаемые: ремонтировать или закупать снегоуборочную технику, загодя укомплектовывать штат дворниками и кровельщиками, проверять состояние крыш. И когда начинаются снегопады, не тянуть кота за хвост, пока на хилой кровле не нарастёт слой льда, а регулярно этот снег сметать. А как иначе? Не каждую же зиму автору этих строк лазать на крышу, высматривать, где навалило снегу, а где кровля пробита гастарбайтерским ломом - и отлавливать по утрам домоуправа, чтобы доложить, в каком месте на сей раз протёк потолок!



Read more...Collapse )

Tags: , , ,

12 comments or Leave a comment
Не заглядывал в ЖЖ два месяца и был совершенно счастлив. Во-первых, от неописуемого ощущения свободы после избавления от тяжкой зависимости, а во-вторых, оттого, что наконец провёл отпуск лицом к жене и детям, а не спиной. Однако по возвращении в Корею меня стало охватывать тревожное томление непонятной природы, средство избавления от которого мне всё чаще виделось в написании какого-нибудь поста. К сожалению, внутренний голос, который навязчиво нашёптывал мне эту мысль, ни разу не удосужился подсказать какую-нибудь интересную и важную для всех тему, а то, что самостоятельно приходило мне в голову, казалось обыденным и имеющим значение - если вообще имеющим его - только для меня.

В поисках новых идей я пытался читать топовые записи, но это занятие повергло меня в ещё большее уныние: всякий раз мне казалось, будто я включаю телевизор, и в конце концов я понял, что окончательно потерян для этого мира. Увлёкся было спорами со сторонниками теории плоской Земли, адептами "альтернативной" истории и любителями "народного языкознания" в Дзене, но это привело к разочарованию в самом нашем мире, который, как мне после этих споров представляется, неумолимо скатывается в бездну мракобесия - и к своему логическому концу.

Спрашивается, почему же я опять здесь и зачем пишу? А дело в том, что наиболее тёплые чувства в последнее время у меня вызывают комментарии любителей рок-музыки в YouTubе. Читаю их на разных языках и не верю своим глазам: столько близких людей - поистине братьев - в разных уголках мира. Только смахнёшь слезу, тут же читаешь отзыв откуда-нибудь из Штатов, Аргентины или Италии: "Мой папа всегда плачет, когда слушает эту песню". Качаешь головой: что нам ещё остаётся, сынок? В общем, читал я эти комментарии, читал, а потом подумал: так ведь у меня и в ЖЖ немало замечательных френдов. Одна беда: лента друзей так настроена, что почему-то в первую очередь вереницей идут посты на военно-политические темы. Понимаю, что не меня одного одолевают тягостные размышления, пусть и на другую тему, но всё-таки невольно стремлюсь избежать их усугубления и нагнетания всяческих страстей. Так что если буду писать сам, то о чём-нибудь обыденном и незначительном, а если повезёт встретить прекрасное, то, конечно, и о прекрасном. Всем хорошего воскресенья!

А вот видео из YouTube - фрагмент из великой рок-оперы Jesus Christ Superstar:

Read more...Collapse )

Tags: ,

40 comments or Leave a comment


Раньше ёлка у нас стояла до марта, в этом году вынесли, едва отметив Старый Новый год. Искать в этом какой-то знак я, вопреки обыкновению, не стал: видимо, наконец, повзрослел. Почему именно сейчас? Ну, тут особо гадать не приходится: любой битломан на вопрос, когда для него наступит время подведения жизненных итогов, не задумываясь пропоёт: When I'm 64.
Что же до итогов, то могу признаться, что чувствую себя вполне счастливым, поскольку в серьёзном возрасте постоянно думать о будущем не вполне уместно, а тосковать о прошлом глупо, и потому само собою вырабатывается умение в любой момент ощущать себя "здесь и сейчас", а если здесь и сейчас есть крыша над головой, любимая работа и отличная семья, то большего и не нужно.

Read more...Collapse )

Tags: ,

9 comments or Leave a comment
О чём можно написать, глядя на эту фотографию, сделанную недавним утром на заснеженном петербургском проспекте? Будь я топовым блоггером, каждый пост которого непременно собирал бы сотни комментариев, сам Бог велел бы мне заострить внимание читателей на обледенелом тротуаре и параллельном проезжей части кармане, превратившемся в колею, где ни объехать друг друга, ни припарковаться. Это открыло бы возможность для дискуссии о проблемах жилищно-коммунального-хозяйства, как-то: о пассивности и нерасторопности руководителей управляющих компаний, об отсутствии снегоуборочной техники, о малочисленности дворников, что очевидно вызвано низкой зарплатой; о равнодушии вышестоящих чиновников и прочая, и прочая... Но поскольку обо всём этом говорится из года в год, а круг моего общения в ЖЖ составляет небольшой круг верных друзей, мне хотелось бы поговорить о другом...




Read more...Collapse )

Tags: ,

12 comments or Leave a comment